Маркетплейсы как перспективный формат для развития в онлайн-торговле

17.01.2020
автор Алексей MyWebSupport
Маркетплейсы как перспективный формат для развития в онлайн-торговле

Быстрорастущая популярность маркетплейсов связана, по нашему мнению, в первую очередь с их удобством для пользователя. Боли и потребности клиентов закрываются быстро и полным циклом, что обеспечивает как объемы продаж, так и последующие обращения покупателя к платформе. Крупные игроки уже поняли это и их появление заметно трансформировало нишу, ускорив ее темпы роста, а также сделав более привлекательной для мелких и средних компаний.

Актуальность маркетплейсов

На данный момент формат маркетплейса можно назвать самым актуальным в мировой интернет - торговле. Это подкрепляется цифрами и прогнозами аналитиков. Так динамика роста ниши в России держится в диапазоне 19-21% в год уже на протяжении нескольких лет, и снижения темпов не предвидится. Общий объем отечественного рынка сейчас оценивается в сумму на рубеже 2 трлн. рублей, в то время как общая доля рынка, приходящаяся на онлайн-торговлю в мире, к 2023 году должна вырасти, по мнению аналитиков, до 51-51 млрд. долларов. Уже сейчас большая часть всех онлайн-покупок приходится на таких гигантов как Alibaba, Amazon и eBay, анонсировавших экспансию расширения своего влияния в качестве планов стратегического развития на ближайшую пятилетку. Так что тенденция развития, определенно, будет сохраниться.

А что же в России? Старт стремительного роста отрасли пришелся на 2017-2018 год, и связан с появлением таких уже известных марткетплейсов как Беру, Pandao, Goods и других. Значительное влияние на развитие формата оказали такие крупные игроки как Яндекс, Сбербанк, Mail.ru Group, М.Видео. Пионеры отрасли интернет - торговли в России, такие как Ozon и Lamoda также укрепили свои позиции в 2018-2019 голу, хороший темп и долю на рынке показал также популярный маркетплейс Wildberries.

Поведенческий фактор

Востребованность маркетплейсов напрямую связана с их основным функционалом. Удовлетворение клиентских потребностей в безопасности, комфорте и экономии времени – это три кита на которых держится ниша. Площадка с именем, большим ассортиментом от разных продавцов и гарантированной защитой сделок, однозначно более привлекательна чем любой среднестатистический интернет-магазин.  Поддержка дополнительных клиентских сервисов, например, таких, как пункты выдачи заказов в регионах тоже очень важный фактор, который нередко становится решающим в процессе принятия решения о покупке.

Проблемы и подводные камни

Быстрый рост, как мы знаем, может доставлять не меньше трудностей, чем выгод. Так успех работы маркетплейсов зависим от инфраструктуры и развитой логистики. Причем если с нехваткой складских мощностей можно разобраться достаточно быстро, то проблемы с приемом разных фор оплат и своевременной отправкой товаров могут разрушить репутацию, и привести к существенному падению объемов продаж.

Изменения, произошедшие с появлением крупных игроков в 2017-2018 годах, диктуют новые стандарты. В частности, необходимо активное развитие логистики, транспортной и сервисной инфраструктуры в регионах.  Такой давний игрок как Ozon уже начал работу в этом направлении, предвидя быстрые темпы развития отросли.  В том числе аналитики Ozon предполагают, что продолжительный роста объемов интернет-торговли уже через несколько лет потребует увеличения суммарного объема складских мощностей в России до 1,5 млн кв. м.

Говоря о складских мощностях, стоит упомянуть о ситуации с ассортиментом. Подводные камни тут скрыты в изобилии. Товарные позиции в том количестве, что сейчас предлагают большие маркетплейсы и в том количестве, которое хочет видеть потребитель – это миллионы товарных наименований среди которых в том числе может попадаться контрафакт.

Перспективы развития

Чем могут быть интересны маркетплесы владельцам интернет магазинов? Размещаясь на площадке со своим ассортиментом, продавец получает полный пакет услуг: клиентскую поддержку, рекламу, развитие имиджа, продвижение товаров. Если площадка крупная, то она может также помочь с хранением, доставкой, приемом платежей. Если маркетплейс нацелен на быстрое развитие, то и комиссия при всех этих бонусах может быть минимальной. Например, как в случае с Беру, где на текущий момент комиссия составляет в среднем от 5 до 12%, если сравнивать с тем же Wildberries, где отчисления составят уже около 19%, разница покажется существенной.

На данном этапе ниша онлайн-продаж через площадки маркетплейсов находится в стадии формирования. Означает ли, что большинству желающих найдется место в этой сфере? Ответ может быть только положительным пока не прекратится стадия активного роста. По состоянию на 2019 год 52% россиян приобретали товары в интернете хотя бы один раз в течении полугода. В прошлом году этот показатель был на 17% меньше, и эти цифры также подкрепляют прогнозы о тенденциях роста отрасти в пять раз на ближайшую пять лет.

ОТЗЫВЫ

Сообщения не найдены

Новое сообщение